Для проектов, в которых предусмотрен личный контакт с благополучателями, рекомендации по выборке для проведения опросов следующие:
Исследовательский цикл включает в себя следующие этапы:
1. Составление гайда интервью или анкеты для опроса
2. Выбор точек входа в поле для мониторинга: это могут быть как онлайн-инструменты вроде чатов в мессенджерах и сообществ в социальных сетях, так и оффлайн вроде очных встреч с благополучателями
3. Проведение инструктажа для тех, кто будет проводить интервью или собирать анкеты: их нужно познакомить с целями исследования, а также основными принципами сбора данных:
- Объясните цели исследования, почему это важно для НКО и какие результаты ожидаются.
- Убедитесь, что интервьюеры понимают смысл вопросов и умеют корректно сформулировать их при общении с респондентами.
- Подчеркните важность обеспечения анонимности и конфиденциальности данных.
- Объясните, какие ответы следует записывать и как делать это (делать письменные заметки по ходу интервью или с помощью технических средств, если нужна аудиозапись для последующей расшифровки).
5. Анализ данных: в отношении каждого индикатора предстоит подсчитать
медианную оценку (i) изменений, а также выделить различные «истории изменения», то есть виды изменений в жизни людей, к которым привёл проект. Получается, что по каждому индикатору в итоговый отчёт собираются два типа данных: медианная оценка и набор историй изменения.
6. Интерпретация социально-демографических переменных лежит в нескольких плоскостях. Во-первых, они нужны для формирования выборки. Так мы узнаём, что уже опросили граждан пожилого возраста или людей с высшим образованием, и теперь нужны другие. Во-вторых, в соответствии с опросом можно узнать лучше своих благополучателей, их характеристики. В-третьих, важной информацией является то, как соотносятся социально-демографические характеристики и оценки значимости изменений. Например, чувство сообщества может быть важно для людей с одним доходом-полом-возрастом-образованием, а экология — для других. Так можно более чётко понимать свою целевую аудиторию.
Желательно провести триангуляцию собранных данных, то есть проверить выводы исследований через интервью с представителями не менее трех групп стейкхолдеров (например, благополучатели, их семьи, представители администрации, бизнеса, вовлеченные в проект и т. п.).
В качестве основы для опроса выступают протоколы оценки. В эти протоколы входят индикаторы, которые зависят от ожидаемых социальных результатов проекта.
Итоговая оценка после завершения проекта позволит оценить социальное воздействие и сформировать уроки для будущих проектов. Кроме того, периодические мониторинговые практики обеспечат своевременное выявление проблем и успехов, способствуя эффективному управлению и улучшению проекта в целом.